Ваше сообщение успешно отправлено!

Заказать звонок

Налоги - дело профессионалов!


+375(44) 541-88-03

КОММЕНТАРИЙ к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»

КОММЕНТАРИЙ к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»

21.04.17

КОММЕНТАРИЙ
к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Новеллы как инструмент реализации системного подхода в сфере законодательства о банкротстве

Необходимость издания новых редакций нормативных актов обусловлена, как правило, серьезными изменениями общественных отношений и, как следствие, стремлением законодателя скорректировать подходы к правовому регулированию той или иной сферы. Происходившие в последние годы изменения в мировой и белорусской экономике в сфере управления имуществом потребовали корректировки и уточнения ряда положений законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве).

С 25 января 2013 г. вступает в действие обновленный Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 415-З). В новую редакцию фактически включены в переработанном и уточненном виде нормы Указа Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и Указа Президента РБ от 25.06.2010 № 328 «О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)» (далее - Указ № 508 и Указ № 328).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 февраля 2013 г. указы № 508 и  № 328 на основании Указа Президента РБ от 05.02.2013 № 63 утратили силу.

В данном материале рассмотрены основные новеллы Закона № 415-З, а также его отличие от Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 423-З).

Изменения структуры и расширение понятийного аппарата

По сравнению с Законом № 423-З произошли определенные, хотя и не принципиальные изменения структуры Закона № 415-З.

Закон № 415-З состоит из 7 разделов, а Закон № 423-З состоял из 13. Разделы, посвященные собранию кредиторов, санации, ликвидационному производству, мировому соглашению и банкротству индивидуальных предпринимателей, стали главами. Количество статей уменьшилось с 261 до 242. Причем общее количество статей сокращено параллельно с включением в текст Закона № 415-З норм, регулировавшихся Указами № 508 и № 328. Такой подход позволил систематизировать структуру Закона № 415-З.

Расширен и систематизирован понятийный аппарат Закона № 415-З. В нем появились определения понятий, которые использовались в процедуре банкротства, но не были закреплены нормативно.

В частности, Закон № 423-З не давал определения следующим понятиям:

• кредиторы (абзац 29 ст.1 Закона № 415-З);

• ликвидируемый должник (абзац 32 ст.1 Закона № 415-З);

• государственная организация (абзац 5 ст.1 Закона № 415-З);

• государственный орган (абзац 6 ст.1 Закона № 415-З).

Кроме того, некоторые понятия Закона № 415-З были уточнены:

• временный (антикризисный) управляющий (абзац 4 ст.1 Закона № 415-З);

• обязательные платежи (абзац 35 ст.1 Закона № 415-З);

• представитель работников должника (абзац 39 ст.1 Закона № 415-З);

• руководитель должника - юридического лица (абзац 41 ст.1 Закона № 415-З).

Важнейшие новеллы

Закон № 415-З содержит важнейшие новеллы, которые регламентируют следующие аспекты законодательства о банкротстве:

1) появление новой стадии конкурсного производства «завершение подготовки дела к судебному разбирательству»;

2) создание Единого государственного реестра сведений о банкротстве (далее - Единый реестр);

3) ограничение размера штрафных санкций для предприятий в процедуре банкротства;

4) новый порядок назначения управляющих;

5) систематизированный порядок продажи имущества в процедуре банкротства.

1. Завершение подготовки дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству

Согласно части третьей ст.13 Закона № 415-З в конкурсное производство включена еще одна стадия «завершение подготовки дела к судебному разбирательству».

Статья 124 Закона № 415-З конкретизирует содержание данной стадии: если в течение 4 месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства собранием кредиторов не принято решение о введении санации или отклонении плана санации и об открытии ликвидационного производства либо об утверждении мирового соглашения, то хозяйственный суд вправе утвердить план санации либо план ликвидации.

Обратите внимание!

При этом хозяйственный суд наделяется правом вынести решение о санации в случае, если имеются достаточные основания полагать, что решение собрания кредиторов о заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства принято в ущерб большинству кредиторов, или имеются реальные возможности для восстановления платежеспособности должника.

Таким образом, законодатель в отдельных случаях предоставляет суду дополнительные возможности с точки зрения защиты интересов предприятий и защиты интересов большинства кредиторов в процедуре банкротства. Данная норма позволит в случае, если, по мнению суда, есть признаки, что ходатайство о начале ликвидационного производства принято собранием кредиторов в ущерб большинству кредиторов, не допустить начала этого процесса. В условиях, когда попытки захвата предприятий, в т.ч. с использованием различных юридических схем, стали в ряде стран постсоветского пространства обыденным явлением, такого рода нормативные ограничения (усиление полномочий суда) представляются достаточно своевременными и обоснованными.

2. Единый реестр

Принципиально новым элементом не только Закона № 415-З, но и всего института экономической несостоятельности станет Единый реестр (ст.21 Закона № 415-З).

Наряду с тем, что сохраняются и элементы прежнего порядка публикации сведений в средстве массовой информации, учрежденного Высшим Хозяйственным Судом РБ, а также иных печатных средствах массовой информации, в начале 2014 г. начнет действовать Единый реестр.

Обратите внимание!

Сведения, содержащиеся в Едином реестре, являются открытыми и общедоступными (поскольку размещены в Интернете), за исключением сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством.

Возмещение расходов, связанных с включением сведений в Единый реестр и их опубликованием, осуществляется за счет имущества должника, а при отсутствии или недостаточности имущества должника - в порядке, установленном Советом Министров РБ.

Законом № 415-З (ст.21) определен перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию. Данный перечень содержит данные:

• о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве); введении защитного периода и открытии конкурсного производства;

• прекращении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);

• назначении, отстранении или освобождении управляющего;

• удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;

• проведении торгов по продаже имущества должника и результатах проведения торгов;

• изменении опубликованных сведений и (или) содержащих эти сведения судебных постановлений;

• иные сведения, предусмотренные Законом № 415-З.

Извещение о проведении торгов размещается в Едином реестре не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов.

Порядок формирования и ведения Единого реестра, порядок и сроки включения управляющими и органом государственного управления по делам об экономической несостоятельности сведений в Единый реестр, порядок их размещения в Интернете устанавливаются Советом Министров РБ.

Единый реестр - важнейшая новация Закона № 415-З, так как помимо обеспечения открытости процедур экономической несостоятельности введением Единого реестра достигается также цель по нейтрализации негативных моментов (преднамеренное, ложное банкротство), возникающих, как правило, в процессе ведения дел об экономической несостоятельности.

3. Ограничение размера штрафных санкций для предприятий в процедуре банкротства

Одна из новаций Закона № 415-З связана с ограничением размера штрафных санкций для предприятий в процедуре экономической несостоятельности. В случае представления государственными органами в период принятия мер по предупреждению экономической несостоятельности органам, начисляющим пеню, документов, подтверждающих принятие мер по предупреждению экономической несостоятельности, размер пени, начисленной за неуплату, неполную и (или) несвоевременную уплату обязательных платежей градообразующими или приравненными к ним организациями, государственными организациями (банкротства), не может превышать суммы задолженности по обязательным платежам (ст.19 Закона № 415-З).

Такой подход позволяет избавить предприятия от не всегда обоснованного увеличения штрафных санкций в период, когда предприятие пытается найти выход из сложной финансовой ситуации и выйти на безубыточную работу.

4. Новый порядок назначения управляющих

Закон № 415-З изменил прежний порядок назначения управляющих для должников негосударственной формы собственности и не являющихся градообразующими. В соответствии со ст.64 Закона № 415-З лицо, подавшее в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, обязано представить в хозяйственный суд не менее 3 кандидатур управляющего.

Обратите внимание!

Согласно подп.1.5 п.1 постановления Президиума ВХС РБ от 19.12.2012 № 35 «Об отдельных вопросах организации работы хозяйственных судов по рассмотрению дел об экономической несостоятельности (банкротстве) и контроля за деятельностью управляющих» при наличии нескольких кандидатур, соответствующих требованиям, предусмотренным ст.62 и 63 Закона № 415-З, суд при назначении управляющего вправе принять во внимание в т.ч.:

• количество дел об экономической несостоятельности, находящихся в производстве у управляющего, и сроки их ведения;

• категорию аттестата управляющего;

• опыт работы в качестве управляющего;

• место нахождения управляющего (место жительства) управляющего;

• наличие (отсутствие) фактов привлечения к административной ответственности;

• мнение лиц, участвующих в деле.

Указанные сведения могут быть истребованы хозяйственным судом одновременно с извещением кандидата (кандидатов) в управляющие о дате, месте и времени судебного разбирательства.

Закон № 415-З устанавливает, что в случае, если кандидатуры управляющего не представлены хозяйственному суду лицом, подавшим заявление, до истечения срока для решения вопроса о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, хозяйственный суд возвращает данное заявление.

Справочно

Согласно ст.66 Закона № 423-З управляющий назначался хозяйственным судом из числа лиц, предложенных кредиторами или должником (когда заявление подавалось должником), а в случае отсутствия предложений о кандидатурах управляющего, если управляющий не отвечает требованиям Закона № 423-З, а также если должник - градообразующая организация, управляющий назначался хозяйственным судом по представлению госоргана об экономической несостоятельности (банкротстве).

Сведения о назначении управляющих направляются хозяйственным судом в орган государственного управления по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).

Нормы Закона № 415-З, связанные с порядком назначения управляющих, кроме того что повышают роль хозяйственного суда при назначении антикризисных управляющих, создают условия для повышения уровня конкуренции между управляющими и снижают возможность потенциального сговора между заявителем и управляющим (с учетом обязательного представления 3 кандидатур управляющего).

5. Систематизация норм о продаже имущества

Нормы, регулирующие продажу имущества, в Законе № 415-З сведены воедино и систематизированы. Такой подход снижает вероятность преднамеренного отступления от норм законодательства в ходе подготовки торгов и их проведения.

Торги по продаже имущества должника, в т.ч. его дебиторской задолженности, могут проводиться в электронной форме. Правила проведения торгов в электронной форме в процедурах банкротства определяются органом государственного правления по делам об экономической несостоятельности (ст.127 Закона № 415-З).

Закон № 415-З устанавливает, что продажа имущества должника в процедуре санации не допускается без проведения торгов.

Помимо этого ст.127 Закона № 415-З содержит положения о форме проведения торгов (в форме аукциона или конкурса). При этом ст.165 и 169 Закона № 415-З устанавливают, что продажа градообразующих и сельскохозяйственных предприятий проводится путем проведения конкурса. В обоих случаях Закон № 415-З устанавливает обязательные условия конкурса. Для градообразующих предприятий эти условия заключаются в следующем: сохранение рабочих мест для не менее 70 % работников, занятых на предприятии на дату его продажи, а случае изменения основного вида хозяйственной (экономической) деятельности предприятия - переобучение за счет покупателя или трудоустройство не менее 70 % работников. Для сельскохозяйственных организаций - сохранение назначения продаваемых объектов недвижимости для целей производства сельскохозяйственной продукции.

Нормы Закона № 415-З о сохранении рабочих мест и переобучении работников в случае продажи предприятий не только обеспечивают защиту интересов сотрудников продаваемых предприятий, но и реализует на практике принцип социальной ответственности бизнеса. Норма о сохранении назначения продаваемых объектов недвижимости для целей производства сельскохозяйственной продукции обусловлена стремлением законодателя предотвратить возможные изменения профиля сельхозпредприятий покупателем имущества.

Согласно ст.127 Закона № 415-З срок для подачи заявлений на приобретение предприятия должника как имущественного комплекса не может быть менее 14 дней и истекает в день, предшествующий дате проведения торгов.

Кроме того, ст.127 определяет функции и полномочия продавца, организатора торгов и комиссии по проведению торгов, а также устанавливает основания признания торгов несостоявшимися. В случае если торги признаны несостоявшимися в силу того, что заявление на участие в них подано только 1 участником, предмет торгов продается этому участнику при его согласии по начальной цене, увеличенной на 5 %.

Обратите внимание!

В случае осуществления процедуры конкурсного производства более года и не реализации имущества должника после проведения 2 и (или) более торгов управляющий вправе по согласованию с собранием (комитетом) кредиторов обратиться с ходатайством в хозяйственный суд о снижении начальной цены продажи на 20 % и более.

Сведения об участниках торгов являются конфиденциальной информацией.

Статьи 128 и 129 Закона № 415-З регламентируют порядок проведения торгов и порядок оплаты стоимости приобретенного предмета торгов.

Необходимо учитывать, что Законом № 415-З предусмотрен выход из ситуации, когда имущество не продано на аукционах, если аукционы признаны несостоявшимися в силу того, что заявление на участие в них подано только одним участником и указанное имущество не было продано этому участнику по начальной цене, увеличенной на 5 %. В этом случае по решению собрания (комитета) кредиторов такое имущество может быть реализовано конкретному покупателю на основании договора купли-продажи. При этом цена продажи имущества не может быть ниже начальной цены, определенной для проведения последнего аукциона.

Порядок удовлетворения требований кредиторов

Удовлетворение требований кредиторов - главная цель процедуры банкротства. В Законе № 415-З нормы, связанные удовлетворением требований кредиторов, по сравнению с Законом № 423-З претерпели изменения.

Суть этих изменений связана с детальной регламентацией требований, возникших в ходе и до открытия конкурсного производства. Кроме того, требования по обязательным страховым взносам и иным платежам в Фонд социальной защиты населения (далее - ФСЗН), а также по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (учитывавшиеся ранее в 3-й очереди) в Законе № 415-З помещены во 2-ю очередь. Гражданско-правовые договоры, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заменили во 2-й очереди авторские договоры.

Статья 141 Закона № 415-З определяет следующий порядок удовлетворения требований кредиторов:

• вне очереди подлежат возмещению судебные расходы и расходы на опубликование сведений, предусмотренных Законом № 415-З, а также производятся расчеты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства. Речь идет о требованиях физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам), а также по выплате вознаграждений по авторским договорам.

Кроме того вне очереди погашаются налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также обязательные страховые взносы и иные платежи в ФСЗН.

Одновременно с выплатой заработной платы производится уплата обязательных страховых взносов и иных платежей в ФСЗН в порядке, установленном законодательством.

Требования кредиторов, возникшие до момента открытия конкурсного производства, удовлетворяются в следующей очередности:

• в 1-ю очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

• во 2-ю очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование, иным платежам в ФСЗН, а также по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Требования по взысканию пени, выплате административных взысканий в виде штрафов (во 2-й очереди) подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов 5-й очереди;

• в 3-ю очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам (за исключением отнесенных ко 2-й и 5-й очередям);

• в 4-ю очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

• в 5-ю очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Статьи 142-146 Закона № 415-З детально регламентируют нормы, посвященные удовлетворению требований кредиторов по внеочередным платежам, а также кредиторов 1-5-й очередей.

29.01.2013

Олег Кухальский, заместитель начальника Минского областного территориального отдела по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь

 

Возврат к списку