Ваше сообщение успешно отправлено!

Заказать звонок

Налоги - дело профессионалов!


+375(44) 541-88-03

Оценка готового бизнеса и выявление финансовых рисков

Оценка готового бизнеса и выявление финансовых рисков

Оценка готового бизнеса и выявление финансовых рисков

Оценка готового бизнеса и выявление финансовых рисков

Оценка готового бизнеса – это трудоемкое мероприятие, в ходе которого проводится работа по оценке всего имущественного комплекса, используемого в предпринимательской деятельности. В имущественный комплекс входят материальные и нематериальные активы, включаются земельные участки, здания, сооружения, инвентарь, оборудование, сырье, готовая продукция, исключительные права, если они предусмотрены законом и др.

Отдельно оценивается доходы компании в прошлые, настоящие и будущие периоды, рассматриваются перспективы развития и положение в конкурентной среде, проводится сравнение с аналогичными компаниями.

С помощью грамотно проведенной оценки бизнеса можно произвести переоценку активов предприятия для целей бухгалтерского учета и определить текущую рыночную стоимость предприятия, разработать план развития компании, используя информацию о его сильных сторонах.

 К оценке готового бизнеса прибегают в следующих случаях:

o   При смене руководства.

o   В целях повышения качества управления предприятием.

o  При реструктуризации предприятия (ликвидации, слиянии, поглощении).

o   Для определения корректной налогооблагаемой суммы.

o   Для определения стоимости имущества в целях страхования.

o   Для определения стоимости ценных бумаг.

Инвентаризация имущества и обязательств

Инвентаризация имущества и обязательств при грамотном и не формальном проведении  является сильнейшим инструментом выявления ошибок и злоупотреблений.

Инвентаризацию можно разделить на две части: инвентаризацию имущества и инвентаризацию обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность).

 Инвентаризация активов предполагает следующие действия:

· полная сверка фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

· проверка наличия правоустанавливающей документации на имущество;

· осмотр имущества на предмет его фактического технического состояния и соответствия заявленным параметрам. Например, когда на балансе организации есть оборудование, но фактически использовать в дальнейшем его в производственном процессе не представляется возможным, поскольку оно морально устарело и не конкурентно способно;

· проверка имущества на предмет его нахождения в залоге 

https://www.reestr-zalogov.by. Ресурс платный.

Инвентаризация обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность) предполагает следующие действия:

- Полная сверка взаимных расчетов с контрагентами. Сверка проводится за весь период деятельности организации, в том числе по закрытым расчетам. Делается это для установления фактического наличия задолженности, достоверности ее отражения в учете и выявления рисков наличия скрытых долгов.

- Проверка контрагентов на предмет нахождения в Реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере  http://nalog.gov.by/ru/reestr_ru/

- Проверка контрагентов на предмет наличия задолженности по исполнительным документам  https://minjust.gov.by/directions/enforcement/debtors/

- Проверка контрагентов на предмет наличия в процессе:

 * ликвидации  http://www.justbel.info/liquidation/findmyrequest,

 * банкротства  https://bankrot.gov.by/Home/Index;

* текущего состояния участия в приказном производстве в разделе «Приказное производство» соответствующего экономического  http://court.gov.by/;

* текущего состояния в судебных заседаниях в экономических судах  http://service.court.by/ru/public/schedule.

Можно воспользоваться и платным ресурсом https://kartoteka.by/,  чтобы получить о контрагентах всю перечисленную информацию в одном месте.

Финансовый аудит

В рамках финансового аудита проводится аудит достоверности бухгалтерской отчетности. Оценка достоверности  бухгалтерской отчетности  - важный параметр, так как от достоверности используемой финансовой  информации зависит правильность принимаемых покупателем бизнеса решений и оценка рисков. Финансовый аудит следует проводить, как минимум, за три последние года.

При проведении  аудита достоверности бухгалтерской отчетности можно использовать в качестве задания Перечень вопросов, подлежащих аудиту достоверности бухгалтерской отчетности, установленный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4 августа 2000 г. № 81 «Об утверждении нормативных правовых актов».

Финансовый аудит неравен налоговому аудиту или налоговой проверке. Бывает ситуация, когда бизнес уже купили, положившись на прошедшую без штрафов налоговую проверку. После того, когда стали поступать претензии от контрагентов, было установлено, что первичные документы не соответствовали данным бухгалтерского учета.

Программа 1С бывает в трех редакциях: вариант переданный покупателю бизнеса, вариант прошедший налоговую проверку (налоговая поделилась) и вариант, извлеченный из сервера, варианты все разные.

Налоговый аудит

Налоговый аудит, как и налоговая проверка – это своего рода «стресс-тест», основная задача которого – выявить нарушения при исчислении налогов, а затем предложить их устранить продавцу бизнеса.

Основное внимание при налоговом аудите уделяется  проверке правильности расчета и своевременности уплаты в бюджет налогов, пересматриваются затратные счета организации, проверяется обоснованность применения льгот, проверяются взаимодействия с не резидентами Республики Беларусь, уделяется внимание тем вопросам, на которые в первую очередь обращают внимание проверяющие.

Кадровый аудит

Неотъемлемая часть любого бизнеса – трудовые ресурсы или кадровый состав фирмы. Анализ документооборота по кадрам показывает состояние взаимоотношений между нанимателем и работниками, наличие необходимых документов по кадрам и состояние их оформления, а также на каких условиях были заключены контракты, их срочность, оклады и доплаты и т.д.

Кроме того, анализ состояния расчетов с работниками на момент приобретения бизнеса показывает, какие финансовые последствия могут наступить и какие кадровые решения нужно принять для сохранения производственного процесса.

Помимо этого, нужно проводить и анализ вопросов охраны труда, чтобы понять реальное состояние дел в данной сфере и наличие надлежащего документооборота.

Как обезопасить себя от неожиданных долговых обязательств  прошлого владельца?

Вероятность 100% оценки всех возможных рисков и последствий  желаемый, но не всегда достижимый результат. Надо понимать,  что ситуация со всплытием прошлых долгов и ошибок может возникнуть всегда, на любом этапе. И здесь возникает закономерный вопрос ответственности: кто же будет отвечать?

На практике бывает ситуация, когда продаваемая фирма является поручителем по кредиту для другой организации. Информации об этом в ходе финансового аудита бухгалтерской документации в проверенной организации отсутствовала.  

Урегулировать такую ситуацию можно через договорные отношения, когда при приобретении бизнеса в договоре прописываются условия такой ответственности (залог, депозит и др.). Однако, если компания уже куплена, то все прошлые долги сначала придется понести новому бизнесу, а потом взыскивать через суд. И это сложный процесс.

Подготовка к покупке готового бизнеса: с чего начать?

Процесс приобретения готового бизнеса следует начинать с предварительного знакомства с компанией, оценки ее ценности, соразмерности ее стоимости возможным рискам и последствиям.

Первый вариант, когда приобретается сеть розничных магазинов с недвижимостью, а второй - приобретается созданная фирма без имущества и с небольшими оборотами. Соответственно, в приведенных ситуациях должен быть разный алгоритм действий. Но самое главное – заручитесь поддержкой профессионалов, выстройте план действий и следуйте к своей цели.

Возврат к списку