Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь»
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь»
Статья судебного эксперта Е. П. Процкой, магистра управления и права факультета инновационной подготовки Академии управления при Президенте Республики Беларусь (с.118-125 эл.изд.)
СУДЕБНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ
В последние десятилетия в Республике Беларусь произошли значительные изменения во всех сферах общественной и государственной жизни, что повлекло за собой и изменение криминогенной ситуации. Экономический контроль государственными органами управления весьма разнообразен и в деятельности правоохранительных органов первоочередное значение приобретает такая форма контроля, как судебная экономическая экспертиза. Класс судебных экономических экспертиз на территории Республики Беларусь прошел несколько этапов в своем развитии, каждый из которых обусловлен как развитием экономических отношений в обществе, так и развитием различных отраслей права.
Судебные экономические экспертизы играют все более важную роль в установлении объективной стороны экономических преступлений в Республике Беларусь и эта роль продолжает возрастать. Усложнение экономических отношений в обществе, появление и усовершенствование экономического инструментария приводят к усложнению способов совершения противоправной деятельности. Нарушения в финансово-хозяйственной деятельности организаций, ведении бухгалтерского учета и уклонение от уплаты налогов становятся все более изощренными и гораздо лучше маскируются под доброкачественные записи.
В судебной и следственной практике все чаще возникает необходимость в использовании различных видов судебных экономических экспертиз, позволяющих сформировать надежную доказательственную информацию.
Исторически развитие судебных экономических экспертиз определялось возникновением и развитием потребностей, связанных с бухгалтерским учетом и развитием судебной бухгалтерской экспертизы. С необходимостью совершенствования системы контрольных процедур, усложнением форм и методов ведения экономической деятельности, появлением финансово-кредитных и налоговых экспертиз предъявляются и большие требования к производству судебных экономических экспертиз. Первой в классе экономических экспертиз получила развитие судебная бухгалтерская экспертиза.
Как отмечает российский исследователь Т.В. Котенева, первое историческое упоминание о применении специальных бухгалтерских знаний в судах относится к средним векам и странам Средиземноморья, где юридический подход к бухгалтерскому учету привел к формированию его теории, согласно которой объектом бухгалтерского учета выступают не предметы (недвижимость, товары, материалы, деньги), а права и обязательства субъектов хозяйственной деятельности [1, с. 6].
Рассмотрение и трактование юристами документов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью организаций, утвердило доминант юридического подхода к судебно-бухгалтерским исследованиям, которые возникли первыми в классе судебно-экономических экспертиз, что подтверждают исследования российских ученых Е.Р. Россинской, Н.Д. Эриашвили и Ж.А. Кеворковой [2, с. 28–34].
Как пишет российский исследователь С.А. Звягин, развитие бухгалтерского учета с середины XIX в. позволило использовать его передовые научно-теоретические положения в судебно-экспертной деятельности при производстве судебно-бухгалтерских экспертиз. Однако отдельные представители русской дореволюционной теории уголовного процесса пренебрежительно относились к судебно-бухгалтерской экспертизе, считая эксперта-бухгалтера лишь «справочным» свидетелем, что противоречило объективности и всесторонности расследования по уголовным делам, так как в суде эксперт-бухгалтер выступал в качестве специалиста, а не эксперта, дающего заключение по результатам исследования. Не обладая необходимыми специальными знаниями в области бухгалтерского учета, суд брал на себя право по-своему интерпретировать результаты судебно-бухгалтерской экспертизы, что лишало объективности его решения [3, с. 13].
Почти вся территория современной Республики Беларусь оказалась в составе Российской империи к 1793 г. Как пишет российский исследователь Е.Н. Колесникова, толчком к развитию судебной бухгалтерской экспертизы послужила великая судебная реформа 1864 г. [4, с. 33].
В конце XIX – начале XX в. бухгалтерский учет и бухгалтерская экспертиза получают широкое признание в обществе. Российский исследователь С.А. Звягин, ссылаясь на мнение известного российского ученого- юриста того времени В.К. Случевского, отмечает, что развитие и применение данного вида экспертизы объяснялось необходимостью использования специальных знаний в бухгалтерии, без помощи которых невозможно разобраться в море цифр, фиксируемых в различных хозяйственных документах предприятий и отражающих отдельные операции. Обычные бухгалтеры не могли удовлетворить потребности судебно-следственных органов [3, с. 13].
28 июня 1912 г. Государственным советом и Государственной думой Российской империи был одобрен Закон об учреждении кабинета научно-судебной экспертизы в Санкт-Петербурге, а 4 июля 1913 г. одобрен Закон об учреждении кабинетов научно-судебной экспертизы в других городах.
В соответствии с исследованиями российского ученого Т.В. Котеневой, первые экспертные учреждения Министерства юстиции Российской империи были образованы в начале XX в. В 1913 г. в соответствии с Законом об учреждении кабинетов научно-судебной экспертизы такой кабинет появился и в Минске [6, с. 8].
Провозглашенная в марте 1918г. Белорусская Народная Республика просуществовала менее года до окончания немецкой оккупации. И дальнейшее развитие экспертной деятельности происходило уже в условиях административного подчинения Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР) органам управления советского государства.
Новая экономическая политика выдвинула вопрос применения специальных бухгалтерских знаний. Началось формирование профессиональных организаций, основной целью которых было проведение судебно- бухгалтерских экспертиз. В 20-е г. ХХ в. в период осуществления новой экономической политики особый интерес представляет исследование формирования и функционирования белорусской экспертной деятельности в сфере производства разнообразных экономических исследований.
Переход к принципам нэпа предусматривал экономические методы управления в условиях расширения масштабов товарно-денежных отношений и внедрения рыночного механизма хозяйствования. Особенностью новой экономической политики являлось стремление к объединению основных элементов процесса воспроизводства, открытию простора для интенсивного развития товарно-денежных отношений при помощи использования рыночного механизма в экономике под контролем государства и при активном участии государственных органов в регулировании рыночных отношений. При этом в данный период развития БССР предусматривались строгие меры воздействия на предпринимателей, уклоняющихся от государственного надзора, учета и контроля, что открывало широкие возможности для экспертной деятельности.
Как отмечает российский исследователь Е.Р. Россинская, в 1924 г. по решению Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции СССР был создан орган независимого финансового контроля — Институт государственных бухгалтеров-экспертов при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции СССР, который имел широкую сеть местных органов, в том числе в БССР [2, с. 29].
Первоначально специалисты Института осуществляли экспертизы отчетности, документов по отдельным разделам бухучета и по результатам проверки оформляли соответствующие заключения. Экспертизы проводились по требованию государственных, судебно-следственных органов и по инициативе частных лиц и учреждений. Задачи, стоящие перед бухгалтерами-экспертами того времени, существенно отличались от обязанностей современных экспертов: составление отчетности, разработка номенклатуры счетов, стандартизация документооборота в организациях с различными методами учета; разработка инструкций, предусматривающих типовую корреспонденцию счетов; инструктирование ревизионных комиссий (методы и объекты ревизий, анализ балансов и т. д.); оказание консультационных услуг по счетным вопросам; разработка рекомендаций по устранению замеченных дефектов в постановке учета; изучение условий совершения хозяйственных преступлений, возникающих из-за неправильной постановки учета и отчетности, передача результатов проверки правоохранительным органам.
В 1930 г. Институт государственных бухгалтеров-экспертов был ликвидирован, а его функции стало выполнять вновь созданное Всесоюзное товарищество социалистического учета при ВЦСПС, которое сохранило региональную структуру Института. На постоянно действующий штат экспертов-экономистов была возложена разработка инструктивной и методологической базы ведения бухгалтерских экспертиз, что послужило толчком для дальнейшего развития этого вида экспертиз [4, с. 34].
Родоначальником создания профессиональных органов, занимающихся проведением судебно-экономических экспертиз, стало Центральное бюро судебно-бухгалтерской экспертизы при Прокуратуре СССР, которое просуществовало два года – с 1936 по 1938 г., бюро обобщило всю деятельность экспертных организаций и занималось подготовкой и повышением квалификации экспертов [4, с. 34].
В годы Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления экономики развитие структуры экспертных организаций в Республике Беларусь было временно приостановлено. Только в 1952 г. при Министерстве финансов СССР было создано Бюро государственной бухгалтерской экспертизы. Его территориальные органы в БССР осуществляли методическую работу по экспертному исследованию и одновременно проводили бухгалтерские экспертизы по уголовным и гражданским делам в соответствии с решениями следственных органов, прокуратуры, суда, арбитража.
В 1957 г. Бюро было ликвидировано, а его структурные подразделения и филиалы были переданы в подчинение Министерству юстиции БССР и впоследствии были реорганизованы в специализированные лаборатории экономических экспертиз [2, с. 29].
В сентябре 1970 г. в связи с реорганизацией Министерства юстиции БССР были созданы отделы судебных экспертиз, которые руководили периферийными учреждениями бухгалтерской экспертизы. Помимо этого, в научно-исследовательских криминалистических лабораториях МВД БССР были организованы группы бухгалтерской экспертизы. На этом преобразование не закончилось, и, как отмечает российский исследователь Т.В. Аверьянова, логика развития судебной экспертизы потребовала создания в 1988г. самостоятельного научно-практического подразделения – Всесоюзного научно-криминалистического центра (ВНКЦ) [7, с. 45].
В практике судебной экспертной деятельности 90-х гг. XX в. были распространены случаи привлечения аудиторов к экспертизам по поручению следствия, прокуратуры и суда. Несмотря на то, что экспертное обслуживание по вопросам законности бухучета и налогообложения являлось одним из направлений аудиторской деятельности и использовало методическую базу аудита, порядок привлечения аудиторов к оказанию такого рода услуг, оказания аудиторских услуг в судебно-экспертной деятельности в достаточной мере были не урегулированы. В этот период времени термины «налоговый аудит» и «налоговая экспертиза» были синонимами. Бухгалтерская экспертиза занимала иную позицию и проводилась специализированными экспертными учреждениями.
Как пишет Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь А.И. Швед, в период приобретения Республикой Беларусь суверенитета правовые и организационные условия в правоохранительной системе сохраняли традиционно сложившийся в СССР уклад. С его развалом в определенной мере была сломана система управления, методического и кадрового обеспечения деятельности многих государственных органов, в том числе судебно-экспертных учреждений. Это привело к тому, что со временем все чаще обращали на себя внимание болевые точки судебно-экспертной деятельности: проблемы организационного, материально-технического и кадрового обеспечения. Ранее эти функции выполнялись централизованно в рамках соответствующих союзных ведомств. В новых экономических условиях создание полноценных систем управления и обеспечения в каждом ведомстве, имеющем экспертные подразделения, было практически невозможно. А это, в свою очередь, создавало трудности в решении многих задач [8].
Преодолеть существовавшие на тот момент проблемы межведомственного взаимодействия была призвана межведомственная комиссия по вопросам судебно-экспертной деятельности при Совете Безопасности Республики Беларусь. Работа данного коллегиального органа позволила решить многие проблемы экспертной деятельности в стране в целом, в том числе и связанные с осуществлением экономических исследований. Так, был разработан проект инструкции о порядке совместного производства экспертиз экспертными учреждениями различных ведомств, предпринимались шаги по развитию методического обеспечения экспертной деятельности, реализовывались и многие другие значимые направления взаимодействия.
Однако, существующая децентрализация судебно-экспертных учреждений, их подведомственность различным ветвям государственной власти, несмотря на улучшения взаимодействия между ними, негативным образом сказывались на качестве проводимых экспертиз. Все чаще в профессиональном сообществе стали возникать идеи об объективной необходимости централизации государственных судебно-экспертных учреждений и подразделений. В связи со сложившимися тенденциями в белорусском обществе активно прорабатывался вопрос объединения экспертных учреждений под эгидой нового ведомства, которое могло бы выполнять роль регулятора.
Аналогичный подход был реализован при образовании Следственного комитета Республики Беларусь. Позднее Указом Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» был окончательно определен основной вектор государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности. Его основу составил субъект единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности – Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь, на который возложены соответствующие задачи. Новая система государственных органов объединила экспертные подразделения органов внутренних дел, Государственной службы медицинских судебных экспертиз, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства юстиции, Министерства обороны Республики Беларусь [8, с. 1].
Создание единой научно-практической базы проведения экспертизы самым непосредственным образом повлияло на качество экономических исследований. Создание единой системы управления, материально-технического, правового и организационного обеспечения по оценке Председателя Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь А.И. Шведа позволило добиться того, что более 99 % экспертиз выполняется в месячный срок, тогда как ранее срок проведения экспертиз доходил до полутора лет. Помимо оперативности, много внимания уделяется обеспечению качества экспертиз [5, с. 8–11].
Совокупный материальный ущерб от совершаемых экономических правонарушений и преступлений намного выше потерь от других видов противоправной деятельности. Практика свидетельствует, что именно активное использование судебно-экспертных исследований в свете значительного роста профессионализма криминальных субъектов и усложнения способов совершения преступлений позволяет не только доказать факты нарушения законодательства, но и в силу своей специфики осуществляет их профилактику, предупреждение и прогнозирование. Представляется, что в ходе дальнейшей работы в данном направлении будут выработаны эффективные научно обоснованные подходы к производству судебно-экономических экспертиз в Республике Беларусь.
Список основных источников
1. Котенева, Т. В. Методологические основы судебно-экономической экспертизы: Монография / Т. В. Котенева. – 2-е изд. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 212 с.
2. Россинская, Е. Р. Судебно-бухгалтерская экспертиза / Е. Р. Россинская, Н. Д. Эриашвили, Ж. А. Кеворкова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право, 2011. – 383 с.
3. Звягин, С. А. Ретроспективный анализ развития судебно-бухгалтерской экс- пертизы в России / С. А. Звягин, Ю. Н. Ширимов // Вестник Воронежского института МВД России, 2013. – № 2. – С. 11–18.
4. Колесникова, Е. Н. Общественнно-исторические предпосылки развития су- дебно-экономической экспертизы / Е. Н. Колесникова // Международный технико- экономический журнал. – 2014. – № 3. – С. 32–36.
5. Швед, А. И. Формирование единого экспертного ведомства: результаты и перспективы / А. И. Швед // Судебная экспертиза Беларуси. – 2015. – № 1. – С. 8–11.
6. Котенева, Т. В. Методологические основы судебно-бухгалтерской эксперти- зы : монография / Т. В. Котенева, Е. В. Черномырдина. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 208 с.
7. Криминалистика : учебник / Т. В. Аверьянова [и др.]. – 4-e изд., перераб. и доп. – М. : Норма: НИЦ Инфра-М, 2017. – 928 с.
8. Швед, А. И. Становление и развитие единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ре- сурс] / А. И. Швед. – Режим доступа: http://www.pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/tsikl- publikatsiy-pravo-sovremennoy-belarusi-istoki-uroki-dostizheniya-i-perspektivy/stanovlenie- i-razvitie-edinoy-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-sudebno-ekspertnoy-deyatelnosti-v-res/index.php?sphrase_id=172880. – Дата доступа: 30.12.2016.
9. О государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 26 июня 2015 г. : одобр. Сове- том Респ. 30 июня 2015 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.