Ваше сообщение успешно отправлено!

Заказать звонок

Налоги - дело профессионалов!


+375(44) 541-88-03

Порядок оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации

Порядок оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации

Порядок оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц  (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации

4 июля 2017 года Совет Министров Республики Беларусь принял постановление № 500, которым утвердил Положение о порядке оказания аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности). Согласно документу, право на оказание услуг по независимой оценке предоставляется заключившим договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности:

аудиторским организациям, имеющим в штате аудиторов со стажем работы не менее трех лет;

аудиторам – индивидуальным предпринимателям, осуществляющим аудиторскую деятельность не менее трех лет.

Ознакомиться с перечнем аудиторов, имеющих право на оказание услуг по независимой оценке, можно будет на официальном сайте Министерства финансов Республики Беларусь.

       В соответствии с правовым актом, предоставление услуг по независимой оценке осуществляется на основании договора оказания аудиторских услуг с аудиторской организацией, аудитором – индивидуальным предпринимателем. Такой договор необходимо заключить до представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя).

       По итогам предоставления услуг по независимой оценке аудиторы составляют заключение и отчет, которые должны содержать:

·        информацию о проверенном периоде;

·   информацию о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

·        информацию о наличии (отсутствии) у юридического лица (индивидуального предпринимателя) не прекращенных обязательств перед таможенными органами;

·        информацию о сделках юридического лица (индивидуального предпринимателя) с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, в случае совершения им таких сделок;

·        сведения о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;

·        описание фактов нарушения законодательства, акты законодательства, требования которых нарушены;

·        должности, фамилии, инициалы руководителей, главных бухгалтеров и иных лиц, несущих ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского и (или) иного учета, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде;

·        иные сведения по каждому вопросу, подлежащему независимой оценке (при их наличии).

     Также документом определен срок хранения аудиторами рабочей документации по оказанию услуг по независимой оценке. Он составляет пять лет с даты  выдачи аудиторского заключения и отчета.

     Постановление вступает в силу с 3 сентября 2017 г.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь

Заключение договора с аудитором на проведение независимой оценки деятельности юридического лица

Собственник имущества ликвидируемой организации вправе привлечь аудитора с целью проведения независимой оценки деятельности такой организации (абзац 2 части 1 пункта 7 Положения о ликвидации, часть 1 подпункта 2.8 пункта 2 Декрета №1).

Отметим, что такая оценка по общему правилу заменяет проверки налоговых органов и других государственных органов (организаций), которые они проводят при ликвидации организации. Таким образом, аудиторская оценка может позволить организации провести свою ликвидацию без государственных проверок, а государственным органам - провести анализ деятельности ликвидируемого лица на основании данных аудиторской оценки, что освободит их от дополнительной работы, связанной с такой ликвидацией (часть 2 пункта 9 Положения о ликвидации, пункт 2 постановления Совмина РБ от 04.07.2017 № 500 “О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)”).

Для урегулирования вопроса по привлечению аудитора в решении о ликвидации целесообразно определить ответственное лицо за выбор аудитора, заключение с ним договора, сроки совершения такой сделки и т.п.

 Обратите внимание!

Чтобы снизить вероятность доначисления крупных сумм налогов и штрафных санкций со стороны налоговых органов, БРУСП "Белгосстрах" и таможенных органов самоликвидируемая организация вправе (но не обязана) обратиться к аудитору (аудиторской организации) для проведения независимой аудиторской оценки.

Ликвидируемая организация вправе самостоятельно выбрать аудитора из числа тех, которые наделены правом проводить независимую оценку при ликвидации (абзац 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 56-З "Об аудиторской деятельности", пункт 2 постановления № 500).

Их перечень можно найти в сети Интернет на сайте Министерства финансов РБ по адресу: http://www.minfin.gov.by/ru/auditor_activities/scroll_audit_org/. С выбранным аудитором необходимо заключить договор оказания аудиторских услуг (пункт 3 Положения N 500).

Определившись с аудитором, который будет оказывать услуги по аудиторской оценке, следует заключить с ним (ней) договор. Это необходимо сделать до представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации. Таким образом, срок заключения договора с аудитором требуется планировать с учётом даты подачи документов в регистрирующий орган. В свою очередь, максимальный срок подачи данного заявления в регистрирующий орган - 10 рабочих дней с даты принятия решения о самоликвидации организации (часть 2 пункта 6, абзац 2 части 1 пункта 7 Положения о ликвидации, пункт 3 Положения № 500).

Для данного вида договора законодательство предусмотрело перечень существенных условий, которые такой договор должен содержать, в частности (части 1, 2 ст. 19 Закона № 56-З):

1) предмет договора, т.е. оказание услуг по аудиторской оценке, в которые входит проверка (часть 1 пункта 5 Положения № 500, часть 1 подпункта 2.8 пункта 2 Декрета № 1):

- правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды;

- наличия (отсутствия) у юридического лица непрекращенных обязательств перед таможенными органами;

- исполнения обязанностей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обратите внимание!

Ликвидируемая организация обязана представить аудитору информацию, необходимую для оценки объёма работ по аудиторской оценке (абзац 2 части 2 статьи 13 Закона № 56-З);

2) сроки оказания аудиторских услуг по аудиторской оценке.

При согласовании срока оказания услуг по аудиторской оценке следует учесть, что результаты такой оценки необходимо представить в соответствующие государственные органы (организации) не позднее 20 рабочих дней со дня подачи заявления о ликвидации в регистрирующий орган (пункт 8 Положения № 500);

3) права и обязанности сторон (ликвидируемой организации и аудитора).

В обязанности аудитора, в частности, входят (статья 10 Закона № 56-З):

- качественное оказание услуг по аудиторской оценке;

- обеспечение сохранности документов, полученных от ликвидируемой организации;

- уведомление ликвидируемой организации о выявленных нарушениях в бухгалтерском и (или) ином учёте, бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчётности;

- представление рекомендаций по устранению выявленных нарушений исходя из результатов оказания аудиторских услуг и др.

В числе обязанностей ликвидируемой организации находятся, в частности, следующие (часть 2 статьи 13 Закона N№ 56-З)):

- передача аудитору всех необходимых для аудиторской оценки документов и информации;

- представление разъяснений в устной и (или) письменной форме, в бумажном или электронном виде по вопросам, возникающим в ходе аудиторской оценки;

- устранение выявленных аудитором нарушений и внесение изменений в бухгалтерскую (финансовую) отчётность и (или) налоговые декларации (расчёты) в течение 30 календарных дней с даты получения аудиторского заключения и др.;

4) стоимость аудиторских услуг, сроки и порядок их оплаты;

5) ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств и др.

Обратите внимание!

Договор оказания аудиторских услуг следует заключить до подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации. Это связано с тем, что в самом заявлении о ликвидации необходимо указывать информацию о наличии такого договора (абзац 2 части 1 пункта 7 Положения о ликвидации).

 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ:

1. Ознакомление с деятельностью организации, подлежащей ликвидации – с целью оценки трудоёмкости независимой оценки;

2. Заключение договора о проведении независимой оценки;

3. Проверка общих вопросов деятельности юридического лица:

3.1. Проверка сведений об учредителях согласно уставу: наименование юридического лица (для физического лица - фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место нахождения юридического лица (для физического лица - место жительства), учетный номер плательщика (для юридического лица), вклады (доли) в уставном фонде;

3.2. Проверка сведений об обособленных структурных подразделениях (филиалах);

3.3. Проверка сведений о руководителях, главных бухгалтерах и иных лицах, несущих ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского и (или) иного учёта в проверяемом периоде: должности, фамилии, инициалы, период работы на занимаемых должностях;

3.4. Проверка сведений об открытых и закрытых счетах, в том числе за пределами Республики Беларусь (код и наименование банка, тип счета, код и наименование валюты, номер и даты открытия и закрытия счета), в том числе в формате IBAN;

3.5. Проверка фактически осуществлявшихся видов деятельности в периоде (периодах), за который проводилась независимая оценка;

3.6. Проверка наличия полученных специальных разрешений (лицензий) при осуществлении лицензируемых видов деятельности, в том числе сроков их действия.

4. Проверка соблюдения налогового законодательства:

- за период, установленный законодательством для проведения проверки юридических лиц при их ликвидации налоговыми органами, т.е. с даты предыдущей проверки (при её наличии);

- за период с начала текущего календарного года до даты принятия решения о ликвидации, но не более чем за период с даты государственной регистрации юридического лица до даты принятия им решения о ликвидации:

4.1. Проверка правильности определения объектов налогообложения, налоговой базы, обоснованности применения налоговых ставок, налоговых льгот, своевременности и полноты уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе государственные целевые бюджетные фонды (по видам налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, отдельно в разрезе налоговых (отчётных) периодов) – с указанием в отчёте ссылок на акты  законодательства, требования которых нарушены;

4.2. Определение фактов неуплаты и сумм подлежащих доначислению (уменьшению) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе государственные целевые бюджетные фонды;

4.3. Проверка наличия (отсутствии) у юридического лица задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе государственные целевые бюджетные фонды;

4.4. Проверка информации о суммах налоговых вычетов по НДС, не принятых юридическим лицом к вычету и подлежащих вычету в соответствии с законодательными актами в следующих налоговых (отчётных) периодах (при проверке правильности исчисления налога на добавленную стоимость);

4.5. Проверка информации о суммах налоговых вычетов по НДС, неправомерно предъявленных к возврату (зачёту) из бюджета (в том числе возвращённых и зачтённых в счёт уплаты).

5. Проверка иного законодательства, контроль за которым возложен на налоговые органы:

- за период, установленный законодательством для проведения проверки юридических лиц при их ликвидации налоговыми органами, т.е. с даты предыдущей проверки (при её наличии);

- за период с начала текущего календарного года до даты принятия решения о ликвидации, но не более чем за период с даты государственной регистрации юридического лица до даты принятия им решения о ликвидации:

5.1. Проверка соблюдения установленного порядка приёма наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);

5.2. Проверка использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;

5.3. Проверка расчётов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, ведения кассовых операций;

5.4. Проверка ведения кассовых операций;

5.5. Проверка соблюдения законодательства, регулирующего отдельные виды деятельности (в зависимости от осуществляемых видов деятельности);

5.6. Проверка соблюдения законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности;

5.7. Проверка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи, иностранной безвозмездной помощи, а также имущества и средств, полученных от реализации такой помощи;

5.8. Проверка целевого использования денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ) международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами и отчислениями, взимаемыми в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды;

5.9. Проверка действий с простыми и (или) переводными векселями;

5.10. Проверка осуществления валютных операций;

5.11. Проверка соблюдения законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками;

5.12. Проверка соблюдения законодательства об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров;

5.13. Проверка соблюдения законодательства об обращении нефтяного жидкого топлива;

5.14. Проверка соблюдения порядка учёта, хранения и использования документов с определённой степенью защиты;

5.15. Проверка соблюдения законодательства об иных вопросах, контроль за которыми возложен на налоговые органы.

6. Проверка наличия дебиторской задолженности, составление перечня дебиторов с указанием в отчёте учётного номера плательщика, суммы, реквизитов документов, подтверждающих наличие дебиторской задолженности, даты возникновения просроченной дебиторской задолженности, реквизитов банковских счетов дебиторов.

7. Проверка соблюдения таможенного законодательства:

- за период, установленный законодательством для проведения проверки юридических лиц при их ликвидации таможенными органами, т.е. с даты предыдущей проверки (при её наличии);

- за период с начала текущего календарного года до даты принятия решения о ликвидации, но не более чем за период с даты государственной регистрации юридического лица до даты принятия им решения о ликвидации:

7.1. Анализ грузовых таможенных деклараций и статистических таможенных деклараций с указанием в отчёте номеров и дат проверенных документов, отражающих исчисление и уплату таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;

7.2. Анализ видов таможенных платежей и сумм, подлежащих уплате организацией (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, утилизационный сбор, специальная пошлина, антидемпинговая пошлина, компенсационная пошлина);

7.3. Определение актов законодательства, требования которых нарушены и на основании которых подлежат уплате денежные средства с указанием в отчёте конкретного пункта либо статьи нормативного правового акта и (или) предусмотренной законодательными актами ответственности за правонарушение;

7.4. Проверка наличия (отсутствия) непрекращенных обязательств перед таможенными органами (в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем) с указанием в отчёте номеров проверенных таможенных деклараций и их дат; наименований товаров, кода по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

7.5. Определение сумм непрекращённых обязательств перед таможенными органами по видам платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;

7.6. Проверка документов, послуживших основанием для применения льгот по уплате платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (в случае применения таких льгот);

8. Проверка соблюдения законодательства о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

- за 3 календарных года, предшествующие году, в котором принято решение о ликвидации,

- за период с начала текущего календарного года до даты принятия решения о ликвидации, но не более чем за период с даты государственной регистрации юридического лица до даты принятия им решения о ликвидации:

8.1. Проверка соблюдения юридическим лицом срока регистрации в качестве страхователя;

8.2. Проверка соблюдения юридическим лицом порядка представления отчета о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8.3. Проверка полноты и своевременности уплаты страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8.4. Проверка сумм задолженности юридического лица БРУСП "Белгосстрах" по страховым взносам, штрафам, пеням, нотариальному тарифу на начало и конец проверяемого периода, излишне уплаченных сумм страховых взносов, штрафов, пеней.

9. Проверка соблюдения иного законодательства:

9.1. Проверка соблюдения законодательства о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности, лицензировании отдельных видов деятельности;

9.2. Проверка соблюдения юридическим лицом иного законодательства, имеющего отношение к его деятельности.

10. Проверка сделок организации с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, включёнными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

11. Анализ и рассмотрение иных сведений, полученных в ходе независимой оценки, к которым следует привлечь внимание получателей отчёта.

12. Описание фактов нарушения законодательства, акты законодательства, требования которых нарушены. Подготовка рекомендаций по устранению выявленных нарушений законодательства.

13. Проверка устранения выявленных нарушений законодательства и отражённых в аудиторском заключении и отчёте.

14. Проверка подачи организацией уточнённых налоговых деклараций (расчётов).

15. Сверка расчётов с налоговыми органами (лицевые счета) после подачи уточнённых налоговых деклараций (расчётов).

16. Проверка наличия непрекращённых обязательств перед таможенными органами (письменный запрос).

17. Сверка расчётов с БРУСП “Белгосстрах” после подачи уточнённых отчётов за 3 последних года, предшествующих проведению оценки.

18. Подготовка отчёта о результатах независимой оценки.

19. Подготовка аудиторского заключения по результатам оказания услуг по проведению независимой оценки деятельности юридического лица при его ликвидации.

20. Представление отчёта о результатах независимой оценки и аудиторского заключения по результатам оказания услуг по проведению независимой оценки деятельности юридического лица при его ликвидации заказчику услуг.

21. Подписание акта сдачи-приёмки услуг по проведению независимой оценки деятельности юридического лица при его ликвидации – между аудитором и заказчиком услуг.

 Обратите внимание! ШТРАФ

Нарушение должностным лицом юридического лица установленного порядка ведения бухгалтерского учёта (учёта доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и отчётности – 

влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере 4-20 базовых величин [92-460 руб.] (часть 1 статьи 12.1 Кодекса РБ об административных правонарушениях).

    

 

Возврат к списку