Ваше сообщение успешно отправлено!

Заказать звонок

Налоги - дело профессионалов!


+375(44) 541-88-03

Аудиторские услуги в Беларуси. Аудиторская проверка, экономическая экспертиза и бухгалтерский учет.

Изменения в Налоговый кодекс на 2023 год

Изменения в Налоговый кодекс на 2023 год

Изменения в налоговый кодекс 

на 2023 год

Законом от 30.12.2022 № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» внесены изменения в Налоговый кодекс (НК) на 2023 год.

04.01.2023 опубликованы изменения в Налоговый кодекс на 2023 год и изменения представлены на 123 страницах.

НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ у иностранных индивидуальных предпринимателей

С учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс (НК) Законом от 30.12.2022 №230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» с 01.01.2023 для белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей согласно статье 114 НК вводится обязанность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Беларуси у иностранных индивидуальных предпринимателей, не состоящих на учете в налоговом органе Беларуси в качестве индивидуальных предпринимателей. До 01.01.2023 такая обязанность была возложена на белорусских плательщиков согласно статье 114 НК, если ими покупки совершались у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство и не состоящих на учете в налоговых органах РБ. 
НДС условия 2023 г.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ГОТОВЫХ РЕШЕНИЙ  НДС И ЭСЧФ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ

Налоговая база НДС при экспорте товара в валюте, отличной от валюты платежа. Льготная ставка 0% НДС. 

Надо ли корректировать налоговую базу НДС на суммовые разницы, возникающие при последующей оплате?  Далее - пример ситуации.

Журнал "Главный бухгалтер" 

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ за 2022 год с учетом нововведений законодательства в 2023 году

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

Обозначенные тенденции формировались на фоне поэтапного изменения законодательства об аудите: с принятием в 2013 году нового Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», критерий выручки для обязательного аудита был увеличен с 600 тыс. евро до 5 млн евро; критерий учетной выручки изменен с  01.01.2020 на 500 тыс. базовых величин, включая НДС, прочие налоги с учетом включения субсидий из бюджета. 
Ежегодному обязательному аудиту подлежит годовая индивидуальная и консолидированная (в случае ее составления) бухгалтерская и (или) финансовая отчетность, составленная в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе юридических лиц, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает 500 000 БВ (на 31 декабря предыдущего отчетного года) (абз. 13 п. 3 ст. 22 Закона об аудиторской деятельности).
Выручка от реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-1 "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг") вместе с налогами и сборами, исчисляемыми из выручки от реализации (НДС, акцизами и др.) (п. 22 Инструкции N 102, ч. 5 п. 70 Инструкции N 50).

15 февраля 2023 года – срок представления формы государственной статистической отчетности 1-мп (Комментарий к постановлению Белстата от 04.11.2022 № 118) 

В разделе «Документы. Формы. Бланки» для подписчиков доступны формы по статистической отчетности, в том числе по 1-мп.  здесь >>>

Расчет авансовых платежей по земельному налогу за 2023 год

10 важных дел февраля 2023 года 

Постановление № 713 изменилось (Комментарий к постановлению № 713(2)) 

МНС – о новой книге учета при УСН и порядке ее заполнения 

 С 1 января изменился порядок составления и представления резидентами ПВТ сведений об отчислениях администрации Парка

Контролируемая задолженность: не забудьте сделать расчет по итогам 2022 года

МНС об отмене освобождения от НДС по Указу № 345

31 декабря 2022 года истекло действие льготы по НДС, предусмотренной Указом Президента от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»

С 2023 года для индивидуальных предпринимателей (ИП) полностью исключено применение упрощенной системы налогообложения. 

С 2023 г. ИП могут применять два режима налогообложения:

  • общий порядок налогообложения (предусматривает уплату подоходного налога с физических лиц). При этом в 2023 году ставка подоходного налога увеличена с 16% до 20%;
  • систему уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (единый налог) в порядке и на условиях, определенных в главе 33 НК. С 01.01.2023 существенно сокращены виды деятельности, по которым ИП могут применять единый налог.

Изменения в налогообложении ИП

Изменения в налогообложении физических лиц (разъяснения по налогу на профессиональный доход тут, специальная страница с базовой информаций, порядку регистрации в качестве плательщика, ссылках на обязательные приложения - тут)

1️⃣ Комментарии МНС

НДС  Акцизы  Земельный налог  УСН (разъяснения тут, ответы на типовые вопросы тут)  Налог на доходы иностранных организаций  Игорный бизнес

Налог на прибыль

Инвестиционный вычет

Уровень инфляции в ноябре 2022 г. по сравнению с декабрем 2013 г. составил 120,8%. А это значит, что выполняется условие проведения обязательной переоценки зданий, сооружений и передаточных устройств на 01.01.2023. Переоценка остального имущества не является обязательной и подлежит переоценке в случае принятия такого решения самой организацией. 

Переоценка производится на 1 января года, следующего за отчетным, за период, прошедший с даты предыдущей переоценки по 31 декабря отчетного года, с отражением ее результатов в соответствии с законодательством в бухгалтерском учете организациями 31 декабря отчетного года. Напомним, что предыдущая обязательная переоценка производилась на 01.01.2014. Если организации не производили добровольную переоценку имущества, в этом 2022 году необходимо переоценить стоимость имущества за все годы с даты последней переоценки в 2014 году. Белстат опубликовал коэффициенты переоценки основных средств по состоянию на 01.01.2023. 

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 8 января 2024 г. № 12 по переоценке основных средств, в том числе в отношении переоценки на 1 января 2024 г.

Основное нововведение (подпункт 1.1 Указа №12) – с 1 января 2024 года вводится обязательная ежегодная переоценка зданий, сооружений и передаточных устройств, независимо от уровня инфляции и каких-либо иных критериев, при этом сохраняется возможность добровольной переоценки в отношении иных видов имущества (помимо зданий, сооружений, передаточных устройств).

С 1 января 2023 года вступили в силу изменения в порядок начисления амортизации – Инструкцию  о порядке начисления амортизации Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденную постановлением Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства от 27 февраля 2009 г. №37/18/6. В соответствии с внесенными изменениями предусмотрено следующее.

20 декабря 2022 года подписан Указ № 430 «О списании курсовых разниц», который устанавливает подходы к учету курсовых разниц с 1 января 2023 года.

19 октября 2022 года на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь опубликован Закон Республики Беларусь от 11.10.2022 N 210-З "Об изменении законов по вопросам бухгалтерского учета и отчетности".

Административная ответственность за нарушение законодательства о ценообразовании. 

Закон, за исключением отдельных положений, вступает в силу 27 декабря 2022 года. Законом Республики Беларусь от 9 декабря 2022 года № 226-З «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности» вводится ответственность за неуказание в ТТН или ТН сведений, связанных с установлением цен на товары, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен, а равно указание в таких документах недостоверных сведений.

Указанные действия влекут наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – в размере до 10% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах.

Обязанность вносить дополнительные сведение в ТТН или ТН в отношении потребительских товаров введена п. 12 Постановления Совета министров Республики Беларусь от 19 октября 2022 г. № 713 «О системе регулирования цен».

Пунктом 9 Постановления Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен» введена обязанность для производителей составлять экономические расчеты, обосновывающие уровень отпускных цен на потребительские товары, с расшифровкой статей затрат в соответствии с порядком планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции. 

ИНСТРУКЦИЯ о порядке планирования и калькулирования себестоимости продукции для целей ценообразования

Постановление  Министерства архитектуры и строительства  Республики Беларусь 30.12.2022 № 116 ИНСТРУКЦИЯ о порядке установления и применения регулируемых цен на товары (ранее № 69)

Конкретные сведения (кроме установленных Инструкцией о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной) в 2023 году необходимо дополнительно вносить в ТТН или ТН.

Министерство антимонопольного регулирования и торговли указывает в дополнительных разъяснениях:

►  производители и импортеры дополнительно вносят сведения об отпускной цене, виде скидки (с отпускной цены, оптовая), размере скидки с отпускной цены, включение в отпускную цену расходов по доставке товара (ФСО или ФСН);

►  организации, осуществляющие оптовую торговлю дополнительно указывают отпускную цену производителя (импортера), оптовую надбавку, вид предоставленной производителем (импортером) скидки (с отпускной цены, оптовая), информацию о сумме фактических расходов по доставке товаров (в случае поставки товара от производителя (импортера) на условиях ФСО).

►  нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка установления (формирования) и (или) применения тарифов;

►  нарушение установленных уполномоченными государственными органами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок);

►  реализацию товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень отпускных цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов). При этом, нарушения порядка согласования отпускных цен является нарушением установленного порядка регистрации цен.

Составлять протоколы об административных правонарушениях за неуказание в ТТН или ТН необходимых сведений будут исполнительные комитеты, а рассматривать дела будут административные комиссии исполнительных комитетов. 

Министерство антимонопольного регулирования и торговли в пределах компетенции разъясняет 

С января 2023 года действует запрет на осуществление товарообменных операций без поступления денежных средств

В соответствии с п. 14 Постановления Совета Министров от 19.10.2022 № 713 с 1 января 2023 года на территории Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской деятельности запрещаются товарообменные операции без поступления в установленном порядке денежных средств юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, к числу которых отнесены:

►  бартер

►  мена

►  зачет

►  новация

►  отступное

Исключением из установленного запрета являются:

►  Внешнеторговые операции

►  Операции между организациями, входящими в созданный в установленном законодательством порядке холдинг

  Операции, согласованные с соответствующим государственным органом в установленном порядке. 

Решение ГОИК от 24.02.2023 № 167.

Порядок согласования товарообменных операций предусмотрен регламентом, утвержденным постановлением МАРТ от 24.10.2022 № 67

Годовая инвентаризация в учреждении: новые электронные формы и важные детали в 2023 году. С текущего 2023 года для оформления инвентаризации нужно применять ряд новых электронных документов. В остальном же требования не изменились, сравнение с РФ читать далее):

Возврат к списку